Наталья Смирнова, независимый финансовый советник

Наталья Смирнова, независимый финансовый советник, гендиректор консалтинговой компании «Персональный советник»:

Меня часто посещают мысли – а можно ли было бы до того, как начать жить и принимать какие-то ключевые решения в своей жизни, пройти демо-версию этой самой жизни, попробовать ее на вкус, а потом продумать, как себя вести в реальности? Так было бы проще – многих ошибок можно было бы избежать. И хотя машины времени пока что нет, оказывается, такое вполне возможно. По крайней мере, посетив 2-3 июля 2010 года базу отдыха «Кусторка» под Н. Новгородом, я нашла одно такое место, где можно пройти тест-драйв жизни.

НП «Школа бизнес-тренингов для молодежи» уже много лет проводит там каждый год деловую игру для школьников, которая длится 18 дней. Смысл игры в том, что каждый день идет за годы, и фактически школьник, попавший в Кусторку, пусть и в игровом варианте, но проживает жизнь от момента поступления в ВУЗ и почти до пенсии. Школьники переживают массу интересных моментов в жизни:

— Выбор ВУЗа и поступление;
— Выбор профессии, получение первой зарплаты;
— Накопление опыта, продвижение в профессии;
— Для желающих – создание своего бизнеса вплоть до его вывода на IPO;
— Накопление на пенсию.

В течение всей игровой жизни школьники видят, откуда берутся деньги, на что влияет образование, как зарождаются компании, куда они приходят работать, как развиваются созданные ими фирмы, как формируется фондовый рынок, как работает банковская система и, главное, как на фоне всего этого многообразия грамотно управлять своими личными финансами и бороться с соблазнами чрезмерного потребления или чрезмерного риска. В общем, все как в жизни, только в ускоренном варианте.

Таким образом, за 18 дней школьники на практическом собственном опыте учатся:
— Как грамотно выбрать будущую профессию и путь образования;
— Как разумнее и эффективнее вести учет доходов и расходов;
— Как начинать и развивать свой бизнес, строить отношения с партнерами и управлять персоналом;
— Как грамотно использовать кредиты (в т.ч. на развитие своего дела), страховые продукты, депозиты, ПИФы, продукты НПФ и др.;
— Как составить личный финансовый план и его реализовывать.

Забавная вещь, в общем.

И вот когда «Школа бизнес-тренингов для молодежи» (ШБДМ) любезно пригласила меня выступить приглашенным экспертом по моей профессиональной тематике – личное финансовое планирование – я, конечно, согласилась. И, несмотря на то, что смогла в своем графике найти лишь 2 дня на это, за это время смогла всецело познакомиться с процессом игры.

Прибыв в первый день в Кусторку, я тут же пошла «в поле» смотреть, на каком этапе жизненного цикла сейчас находятся дети. Оказалось, когда я приехала, они уже поступили в ВУЗы и сидели на лекциях по специальности, которые проводили специалисты ШБДМ. Походив по лекциям, вспомнила свои годы за студенческой скамьей, а также тот факт, сколько из моих одногруппников пошли работать по специальности (не так много, хоть специальность была и финансовая). Однако в Кусторке лекции были, конечно, поинтереснее, чем в мою студенческую бытность.

И вот – первая неожиданность: меня попросили прочитать школьникам небольшую 20-минутную лекцию на тему высшего образования в РФ и за рубежом, критериев его выбора и т.д. Я не спец в области образования, но рассказала и про российскую систему, и про зарубежную, поделилась своим опытом учебы в РФ и своей докторантуры за рубежом, а также опытом построения карьеры и создания собственного бизнеса. Короче, 20 минут плавно переросли в час и даже больше, т.к. было много вопросов. Я сначала подумала: а зачем мне вообще было это читать, ведь это не мое, я не специалист в этой сфере? С другой стороны, я ведь – мини-кейс на эту тему, когда рассказываю, как я дошла до жизни такой. На моем примере школьники могли увидеть всю логику построения жизни конкретного человека, в данном случае меня. Да и, признаться, после этой лекции мне самой было о чем задуматься (чего стоят вопросы школьников «считаете ли вы себя успешным?», «как вы пришли к идее создать свою бизнес?» и т.д.).

Вообще, это очень важно, чтобы школьник изначально получал правильные установки по высшему образованию, а то у нас столько людей работает не по специальности, столько времени и денег потрачено на чисто формальные дипломы, которые потом никому не нужны… Так можно потерять более 5-6 лет жизни и больше 500-600 тыс. руб. Так что первое мое занятие, хоть оно и не называлось «личный финансовый план», по сути, являлось анализом эффективности инвестиций времени и денег в собственное образование. У нас почему-то это не сильно распространено, поэтому здорово, что в Кусторке этому проблемному вопросу уделили так много времени.

На следующий день дети уже закончили ВУЗы и получили дипломы. Кстати, наличие дипломов влияло на дальнейшую зарплату, как и в жизни. И вот школьники разбрелись по разным компаниям уже в качестве наемных сотрудников на испытательный срок: в сферу нефтедобычи, добычи руды, автопрома, авиапрома, транспорта и др. Поработав в компании первое время, школьники получали первую зарплату, и уже надо было решать, что с ней делать.

Собственно, именно на второй день своего приезда я провела еще 2 лекции: первая была про учет доходов и расходов (зачем и как их правильно учитывать), а вторая – про постановку личных финансовых целей и понятие личного финансового плана. Каждая лекция опять вместо 15-20 минут растягивалась на 30-40 минут из-за вопросов, что было безумно приятно, что эта тема интересна школьникам, раз так долго задают вопросы. Второй день закончился тем, что сотрудники компаний уже набрали необходимый опыт и, в принципе, со следующего дня могли создавать свой бизнес.

Дети ходили все время заинтересованные, периодически даже ко мне за личными консультациями подходили. В общем, все как в жизни.

Правда, в конце второго дня моего пребывания в Кусторке я поняла, что здесь не только школьники получают новый опыт. Поздно вечером, уже почти ночью, я посетила собрание штаба организаторов этой деловой игры – представителей ШБДМ. В ходе встречи обсуждался план работы на следующий день. Оказалось, не все так просто: нужно было установить средние ставки по депозитам и возможные отклонения от них для коммерческих банков, условия выдачи кредитов предпринимателям и последствия невозврата кредита. Также обсуждались те инвестиционные продукты, которые становятся доступными для участников на следующий день, их параметры, формат объявления о них. Более того, важно было утрясти вопросы цен, которые все компании между собой установили: адекватны ли они и т.д. Не так все было просто, скажу я вам! Я, как экономист-финансист по специальности и по работе, до 2 часов ночи принимала участие в разработке финансовой системы игрового государстве в Кусторке. И получила недюжинный опыт!

Думаю, многим нашим профучастникам, представителям реального сектора будет крайне интересно вот так поучаствовать в управлении пусть и игрового государства, попытаться вовремя выявить проблемные зоны, предотвратить кризис, создать изначально эффективные правила работы своей отрасли, которые потом не придется сто раз переделывать и т.д.

Так что на конец второго дня своего пребывания в Кусторке я поняла, что игра эта полезна не только для детей, познающих картину мира, но и для взрослых, которые эту картину моделируют, управляют ей и думают над содержанием тренингов для детей. И неизвестно, кому эта игра полезнее. Думаю, в равной мере и тем, и тем.

Ну а дальше мне пришлось уехать обратно в Москву, к моим клиентам, так что на вопрос « а дальше?» я смогу ответить лишь через год, когда вновь поеду в Кусторку, но на этот раз уже на все время. Потому, что сама хочу попробовать прожить жизни в режиме демо-версии и попробовать создать несколько фирм и поруководить страной. Думаю начать с создания банка…

Comments (1)

  • 05.06.2012 at 09:22 |

    Здравствуйте! Классный у Вас сайт. Мне очень понравился )))

Leave a comment

You must be logged in to post a comment.

warpspotlight

Кусторка 2008

warpspotlight

Кусторка 2009

warpspotlight

Кусторка 2010

warpspotlight

Кусторка 2011