Cоциальный аниматор

Кто такие — социальные аниматоры? История развития и современное положение дел

Ценности работы социального аниматора носят общечеловеческий характер: гуманизм, мир, права ребенка, социальная справедливость, законность, альтруизм, гармонизация общественных, групповых и личностных интересов, демократизм, толерантность, доверие, компетентность, конфиденциальность.

Социальный аниматор — (данный термин заимствован из существующей системы социальной работы Франции, так как термин «вожатый», популярный некогда в СССР не до конца соответствует тем задачам, которые решает социальный аниматор), профессионал социальной службы для молодежи, работающий в городских кварталах и выполняющий работу по оздоровлению социального климата в микрорайоне.

Проект подготовки социальных аниматоров в городе Москве существует уже 13 лет. Именно в 1996 году данный проект был запущен и первые социальные аниматоры прошли подготовку в Москве и стажировку во Франции.

Сама идея о создании аниматорского движения среди молодежи зародилась в 1993 году. В те нелегкие перестроечные годы мало кто помышлял о необходимости воссоздания работы с детьми и молодежью в городских кварталах. Однако, именно в это время основателям «Школы бизнес-тренингов для молодежи» (ранее она называлась Детская школа менеджеров) Крыловой Ольге Вадимовне удалось познакомиться с системой социального предупреждения Франции. Получить практические навыки и пройти первую стажировку в Бордо оказалось возможным год спустя. Ценные сведения, идеи и навыки реализовались в оформлении в Москве рабочей группы по организации социальной молодежной службы. Собственно для нее и нужны были не просто «вожатые» или педагоги, а именно социальные аниматоры, молодые активные люди, которые хотели активно участвовать в оказании реальной помощи властям города в организации служб социальной помощи и предупреждения асоциальных проявлений в подростковой и молодежной среде в городских кварталах. Данный проект успешно зарекомендовал себя и был реализован в качестве экспериментальной площадки в муниципальном районе МАРФИНО СВАО г. Москвы. В 1997 году проект получил поддержку Правительства Москвы и преобразован в «Курсы социальных аниматоров для работы с детьми по месту жительства и выездных лагерях». С этого времени каждый год мы приглашаем к сотрудничеству студентов и школьников старших классов. Ежегодно мы выпускаем до 40 специалистов, которые успешно трудятся в государственных и неправительственных организациях социальной сферы города.

Мы даем навыки для будущих социальных менеджеров, социальных работников, лидеров молодежных и подростковых объединений, Студенческим Советам, общественным активистам, развиваем смежные направления: волонтерское движение, научно-техническое творчество среди детей и подростков, консультационную работу воспитателей и классных руководителей, международное сотрудничество со странами Европейского Союза и Великобритании, участвуем в разработке законопроектов о молодежи.

Система подготовки состоит из двухгодичного цикла:

1 год – теория и практика работы социального аниматора, аттестация, зарубежная стажировка (2 недели), профильный выездной лагерь.

2 год – теория и практика управления социальным проектом.

По результатам нашей деятельности защищено 3 кандидатских диссертаций, издано 8 сборников методических пособий. При участии наших социальных аниматоров проходят такие общественно-значимые мероприятия как «Молодежный фарватер», выставки Научно-технического творчества молодежи (НТТМ), Форум молодежных инициатив, слет студенческих отрядов.

Всего за 9 лет нами подготовлено свыше 450 социальных аниматоров. Для многих из них социальная работа стала профессией, и для всех — надежным стартом в любой профессиональной деятельности. Мы гордимся своими выпускниками, помним о них и готовы прийти на помощь, если это потребуется!

Роль социального аниматора состоит в том, чтобы задумать, организовать и реализовать воспитательную, культурную и социальную деятельность людей, чтобы облегчить их взаимное общение, помочь адаптироваться к социальным изменениям и инициировать человека на просоциальную деятельность.

В настоящее время различают три типа аниматоров:

  1. младшие аниматоры — работающие с определенной возрастной группой людей или с определенной сферой деятельности, например — техникой (аудиовизуальной, музыкальной и т.д.);
  2. аниматоры (способные заниматься и техникой и людьми);
  3. старшие аниматоры, т.е. координаторы социальных проектов.

Профессионально значимые качества аниматора:

  1. Выраженная склонность к работе с детьми — ( любовь к детям, интерес к их жизни, воспитанию и развитию, способность понимать детей, доверять им).
  2. Выраженная склонность к организаторской деятельности — (способность передавать детям свою энергию в деятельности, уметь формировать детский коллектив -«команду», управлять командой детей, делегировать часть своих полномочий детским лидерам, не теряя при этом контроль за ситуацией, раскрывать творческий потенциал подростков, инициировать их активность в планировании своего досуга).
  3. Ответственность.
  4. Выраженная склонность к творчеству — (способность творчески использовать теоретические и практические знания своей профессии, творчески решать задачи, возникающие в процессе воспитательной работы с детьми, овладевать новаторскими методиками педагогической работы с детьми).
  5. Умение владеть собой — (выдержка, терпение, здоровое отношение к критике, способность к самоанализу).
  6. Общительность — (интерес к общению с людьми, умение легко вступать в контакт с детьми и подростками и поддерживать его, непринужденность в общении, доброжелательность, отзывчивость, стремление к сотрудничеству).
  7. Оптимизм — (способность верить в достижение целей, в успех, уметь формировать у подростков оптимистическое отношение к жизни).
  8. Хорошее здоровье, высокая работоспособность.
  9. Развитое воображение, способность к фантазии, изобретательность.
  10. Широта распределения и быстрота переключения внимания.
  11. Лабильность — (быстрое и качественное усвоение новых знаний и навыков).
  12. Культура проявления эмоциональных реакций.
  13. Чувствительная, реактивная нервная система.
  14. Хорошая память.
  15. Хорошие двигательные и речевые свойства.

Памятка аниматору при работе с подростками

  • Подростка нужно побуждать высказывать свое мнение, давать возможность быть выслушанным и услышанным, предоставлять право до конца изложить свои взгляды на жизнь, не торопиться их оспаривать.
  • Необходимо исследовать круг неформальных отношений подростка.
  • Обязательно надо выявить у подростка задатки и способности, благодаря которым он мог бы получить хотя бы минимальное преимущество перед сверстниками. При работе с ними старайтесь опираться на выигрышные стороны его личности.
  • Для формирования подросткового коллектива необходимо нейтрализовать то отрицательное влияние, которое запущенный подросток оказывает на остальных. Способствуйте установлению доверительных отношений между подростками. Добивайтесь от окружающих одобрения любых просоциальных действий подростков.
  • Своими действиями аниматор должен способствовать преодолению агрессивной настороженности общественного окружения подростка.
  • Ничто так не закрепляет навыки социального поведения, как собственные усилия по утверждению своих принципов и идеалов, поэтому давайте возможность практически закреплять достигнутые успехи в социализации подростка через передачу, трансляцию им навыков и стереотипов поведения более младшим по возрасту.
  • Знать состояние здоровья подростка. Знать, какие болезненные проявления, физические и психические недостатки воспитанника заставляют его опасаться насмешек и издевательств со стороны сверстников.
  • Мера наказания за проступок должна быть соразмерной причиненному ущербу. Наказание должно завершать конфликт, а не создавать его.


Leave a comment

You must be logged in to post a comment.

warpspotlight

Кусторка 2008

warpspotlight

Кусторка 2009

warpspotlight

Кусторка 2010

warpspotlight

Кусторка 2011